Процесс эксплуатации крана всегда связан с определённой степенью износа его узлов и агрегатов. В общем понимании, износ можно разделить на два вида – естественный и аварийный. Под естественным износом понимается неотвратимый процесс своеобразного «старения» деталей, которое зависит от времени и условий эксплуатации любого элемента крана. К аварийному износу относятся непредвиденные проблемы, связанные с критическим нарастанием обычного процесса износа в результате воздействия тех или иных сил, на которые узел не рассчитан. В любом случае, каждый из износов требует внимания и проведения грамотного ремонта в отношении повреждённых или подозрительных деталей.
В зависимости от вида крана, процедуры ремонта можно разделить на несколько типов. Первый тип – капитальный ремонт, который является самым важнейшим этапом в процессе эксплуатации любого подъемного механизма. В процессе ремонта, все агрегаты и узлы крана разбирают и тщательно диагностируют. Непригодные к эксплуатации элементы заменяют, придерживаясь при этом установленных норм допуска и технических правил.
Текущий ремонт проводят при достижении узлами крана установленных пределов своей работы. Возможно, некоторые элементы не будут требовать вмешательства мастера, но проведение осмотра тоже является необходимым этапом в процессе эксплуатации. Также подобный вид ремонта применяется при некоторых видах аварий, когда невозможно выполнить узловой ремонт.
Агрегатно-узловой ремонт считается наиболее простым и быстрым способом привести всю систему крана в рабочее состояние. Процесс заключается в замене деталей прямо на месте эксплуатации крана, что более выгодно в плане затрат времени, чем отправка узлов в ремонтный цех.
В помощь ремонтной бригаде привлекают различную технику, которая обеспечивает доставку, подъём на высоту или спуск нужных элементов.
Любой ремонтный процесс должен сопровождаться проведением технического осмотра даже тех деталей, которые не считаются вышедшими из строя. Это помогает свести к минимуму возможные поломки узлов подъемных сооружений, проблемы с которыми не видны в процессе эксплуатации крана.